АВТОМАТИЗАЦИЯ РЕСТОРАНОВ И ПРЕДПРИЯТИЙ ИНДУСТРИИ РАЗВЛЕЧЕНИЙ
АВТОМАТИЗАЦИЯ РЕСТОРАНОВ
EN
This text is not yet available in other languages. We apologize for the inconvenience.
RU
Этот текст пока недоступен на русском языке. Приносим свои извинения за неудобства.
24.10.2018

Чаевые в ресторане: за или против

После летних отпусков в Европе многие возвращаются в недоумении: обслуживание включается в счет! Грабеж! Российские рестораны относятся к подобной практике скептически, ведь ненароком можно и отпугнуть гостя. В нашей стране считается, что вознаграждение должно быть добровольным. Исходя из уровня сервиса, гость сам решает оставлять чаевые официанту или нет. Но правильно ли это?
В США очень развита культура чаевых — поощрять принято не только официантов, но и таксистов с курьерами. Оставить 15-25% от общей суммы — признак хорошего тона, хотя эти проценты изредка включаются в счет принудительно. В Японии, напротив, чаевые считаются оскорблением. В скандинавских странах тоже не принято доплачивать официантам за сервис. А вот во Франции стоимость обслуживания составляет 10-15% и сразу включается в счет.
Аргументы "за" чаевые
Вежливость, предупредительность, компетентность. От этих топ-3 качеств профессионального официанта зависит его вознаграждение. В противном случае чаевых может и не быть вовсе, и это — отличный способ мотивации. Высокий уровень профессиональной подготовки, коммуникабельность, харизма, владение техникой upselling — все это повышает шансы официанта на щедрое вознаграждение. А если в вашем ресторане принято делить чаевые на весь штат, то дополнительная мотивация появляется и у сотрудников кухни.

Кроме того, чаевые в ресторане — это возможность сократить расходы на ФОТ. Не секрет, что в хороших ресторанах официанты могут зарабатывать в 1,5-2 раза больше офисных сотрудников исключительно благодаря чаевым. Если чаевых нет, то минимальную заработную плату обслуживающему персоналу придется поднять.
Аргументы "за" включение обслуживания в счет
К сожалению для сотрудников, не все гости будут оставлять ожидаемые 10-20% от счета, а кто-то и вовсе не оставит чаевых. А когда официант работает с большими компаниями или на банкете, ему приходится уделять все свое время только одному столу. Бывает, нужен и дополнительный персонал. Чтобы минимизировать издержки на ФОТ, рестораторы оглядываются на западный опыт и отдельной строкой включают в счет сервис. В основном правило такое: для компаний от 10 человек предусмотрен дополнительный сбор в размере 10% от суммы счета.

Есть другой вариант, когда наценка не зависит от суммы счета, и ресторатор сам выбирает фиксированную стоимость услуг. Здесь тоже есть свой плюс: все сотрудники оказываются в равных условиях, устраняется "нездоровая" конкуренция между официантами. Кроме того, фиксированная стоимость обслуживания вызовет меньше негатива у гостей, если вы вдруг повысите цены. Кстати, в Tillypad можно легко настроить нужную оплату за сервис, и строчка "Обслуживание" автоматически попадет в пречек и чек.
Важно: не забудьте уведомить гостя о сервисном сборе еще до принятия заказа. Также разместите эту информацию в меню на видном месте. Помните, без предварительного уведомления гостей вы нарушаете права потребителей и Гражданский кодекс РФ. А оно вам надо?